четверг, 4 августа 2016 г.

Парфюмерный набор Черный ларец


В прежнее время мне не довелось ни обонять, ни осязать это известное изделие советской парфюмерной промышленности, производившееся на фабрике Новая Заря.
 "Ларцами в псевдорусском стиле" пренебрежительно названы подобные парфюмерные наборы в книге "Советский стиль. Парфюмерия и косметика."
Коробка набора в виде старинного расписного ларца. Внутри под чёрной блестящей крышкой возвышающиеся на белом атласе флаконы частично матового, частично прозрачного стекла, стилизованные под четырёхгранную постройку с широкими  арочными проёмами и многогранным шатровым навершием.

Такая архитектурная постройка использовалась на Руси  и в храмовом и в гражданском (при возведении палат - жилых построек богатых и именитых жителей) строительстве. Зачастую эта архитектурная форма на массивных опорах бралась за основу при оформлении шатровых крылец, шатровых ворот. Примеры можно увидеть в Храме Святой Троицы в Никитниках, Спасо-Преображенском соборе Варлаамо-Хутынского монастыря, в суздальских архиерейских палатах и других постройках времён средней Руси, а также, с обилием декоративных деталей, и в архитектурных ансамблях русского узорочья.
И, наконец, флаконы повторяют по форме шатровое крыльцо находящегося на Красной площади Собора Василия Блаженного, также имеющее арочные проёмы и восьмигранное шатровое навершие. Возможно, что именно эта часть широко известного не только соотечественникам, но и иностранцам, памятника русской архитектуры, в первую очередь была взята за основу при создании флаконов.
Некоторые источники указывают, что оформление парфюмерного набора принадлежит одному из ведущих художников комбината «Союзпищепромреклама» Андреади Александру Панаиотовичу (1907–1972).
"Художник исполнял эскизы и макеты рекламных проспектов, каталогов, сюрпризных коробок, футляров парфюмерных наборов («Чёрный ларец»), этикеток, логотипов и т. д. Занимался художественным стеклом и выполнил серию флаконов для парфюмерной промышленности, флаконов для вин, бутылочки для ликёров, фигурные пробки, чайницы. 
Андреади плодотворно работал в области рекламного плаката, социальной и журнальной рекламы. Выполнял журнальные обложки для Огонька», «Крестьянки», «Работницы», книжной библиотечки «Огонька» и других изданий." - сайт Трамвайискусств.
Хотя прямых указаний нет, но логично предположить, что художник, занимавшийся и оформлением парфюмерных футляров и разработкой флаконов для парфюмерии, если и имел отношение к оформлению Чёрного ларца, то разработал полный дизайн данного набора - и флаконов и футляра.

В связи с темой Чёрного ларца интересны также выпускавшиеся на Новой Заре на рубеже 50-60-х гг. (по информации из книги Н.Долговоловой  "Парфюмерия в СССР") духи Русские.
Фото из книги Н.Долгополова. Парофюмерия в СССР. Обзор и личные впечатления коллекционера.
Цитата из книги Н.Долгополовой "Парфюмерия в СССР. Обзор и личные впечатления коллекционера": "Футляр эффектно оформлен под белый сафьян и расписан узором. Стоили духи после денежной реформы  - 7 руб. 50 коп. Аромат, по описаниям, изящный и тонкий; направление - жасмин. (Производились духи "Русские" и в более поздний период, но от первоначального дизайна в массовом производстве со временем ничего не осталось.)
Новинкой 1960 г. стал сюрпризный набор "Русский ларец", составленный из духов и одеколона "Русские". Изделие было яркое, празднично оформленное. Сложного декора флаконы дополнял солидный прямоугольный футляр с красной орнаментированной внешней стороной, удачно сочетавшейся со светлым ложементом."
Сходство флаконов очевидно, но всё же не стану утверждать, что их разрабатывал один человек. Возможно, просто за основу был взят флакон Чёрного ларца. Кроме того, что их объединяет общая тема, здесь мы видим тот же арочный проём, только матовая у Ларца часть флакона здесь становится прозрачной. Но в данном флаконе использованы не только архитектурные детали, - перед автором явно стояла задача воплотить во флаконе истинно русский дух. Пользуясь приёмом цитирования автор максимально насыщает предмет различными цитатами русского стиля из разных областей. Витые столбы и арочные проёмы из архитектуры, в основании флакона - плетёный мотив одного из древних русских ремёсел( как тут не вспомнить лапти), витые выступающие плечи будто пышные рукава древнего одеяния и, словно старинный головной убор, венчает флакон сложной конфигурации пробка. Флакон, не смотря на излишнюю насыщенность цитатами русскости, имеет весьма презентабельный парадный вид и полностью выполняет свою задачу.

Но вернемся к теме. Имеющийся у меня набор Чёрный ларец изготовлен 09.87. Аромат очень насыщенный, густой. Характер настолько яркий и индивидуальный, что не хочется сравнивать его с какими-либо другими духами, вот разве что по силе характера, по внутренней мощи невольно проводится параллель с Каменным цветком. Хотя окружающие отметили сходство(прямо по Фридману) с Красной Москвой (и надо сказать, что такое мнение встречается неоднократно). Запах тёплый с переливами. Тепло, сладость (не приторность) , густая цветочность, терпкость и временами набегающая легкая прохлада поочерёдно сменяют друг друга, присутствует и лёгкая животность, в сердце выразительна амбра, в базе ваниль и пудровость. Это лето, но уже вторая его половина - самый конец июля-начало августа. Воздух наполнен густым терпким ароматом из смеси ещё обильно цветущих и уже начинающих жухнуть в предверии осени цветов и трав, а также воспоминанием и сожалением о прошедших месяцах лета. Не случайно, улавливая настроение аромата, многие чувствуют здесь пижму. По настроению аромат Чёрного ларца - это именно пора цветения пижмы.

В неполной пирамидке, имеющейся на сайте Фрагрантика, указаны амбра, роза и хризантема. Перечисляются следующие аккорды: роза, амбровый, травный, животный, цветочный.

Рената Бардина так описывает аромат: "...в аромате тонкие нюансы запахов жасмина и фиалки, нежные переливы тепла и свежести. Духи предназначены для праздничных вечеров и торжественных случаев. Одеколон, запах которого обладает небольшой интенсивностью, незаменим для повседневного пользования."

Наталия Долгополова в книге "Парфюмерия в СССР"о наборе Чёрный ларец: "Сюрпризный набор (духи и одеколон) "Черный ларец" - долгожитель советской парфюмерии, особенно популярный в 1950-е гг. Дизайн упаковки - сложной формы ларчик из плотного картона. Украшающий его рисунок решён в сочетаниях ярких красок на чёрном фоне в стиле русской лаковой миниатюры. Оформление практически не менялось, хотя есть различия в деталях картинок на разных "черных ларцах".В отдельной коробке выпускали духи "Черный ларец" Аромат имел оттенок запаха "Красной Москвы". Направление аромата - жасмин (по Р.А.Фридману). Изделие производили много лет, в том числе и в экспортном варианте.
Видимо, этот продукт хорошо продавался за границей и годился для подарков иностранным гостям. Внутри страны со временем слава "Черного ларца" несколько меркнет, продукт морально устаревает".

Интересно, какова была цена набора в советских магазинах. На коробке моего такая информация отсутствует, что вполне может объясняться тем, что набор предназначался на для экспортных поставок ( ко мне он и приехал из западноевропейской страны). Но ни на одной из  фотографии, ни в многочисленных воспоминаниях и беседах о Чёрном ларце мне не попалось упоминания о его цене. Похоже, что она просто не указывалась.
Единственная информация, которую мне удалось найти в связи моим интересом - это упоминание набора в Прейскуранте Союзпосылторга №1 за 1949г., то есть до денежной реформы 61г. Там в разделе Парфюмерно-косметических товаров, среди Сюрпризных коробок на стр.40 под  порядковым номером 519 значится изделие с наименованием "Чёрный ларец", артикул 373, вид упаковки - в картонной коробке с содержанием одеколона в флаконе №153, духов в флаконе №140, цена - 165 руб."

Описание аромата из старого парфюмерного каталога: "Чудесные миниатюры Палеха с видами старой и новой Москвы на атласном черном фоне украшают сюрпризную коробку "800 ЛЕТ МОСКВЫ". Коробка содержит духи и одеколон с превосходным ароматом, отличающимся особой свежестью."
800-летие Москвы отмечалось в 1947, следовательно, аромат был создан в 46-47м.
Удивительно, - со времени создания аромата прошло около 70 лет, а он вполне вписывается в современную жизнь. Несмотря на яркую палитру, мощный глубокий характер, и "теперь так не делают", Чёрный ларец не выбивается из нашего времени, не звучит белой вороной. Как, к примеру, хоть и адаптированная к современности, Красная Москва или красавец-Кремль, явно несущие в себе голоса прошлого, и которые иногда использую, как привет из прошлой жизни.
Да, он не современный, но он современен. Он на все времена.







Комментариев нет:

Отправить комментарий